Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Эффективность использования сети Интернет и компьютерных технологий в обучении иностранным языкам не вызывает никаких сомнений и доказана многими исследователями. Причина возрастания популярности ИКТ в преподавании иностранным языкам заключается в том, что учащиеся получают значительную часть информации через различные Интернет-ресурсы. Также интернет предлагает огромные возможности преподавателю для повышения качества образования и привлечения внимания учащихся к своему предмету.
На сегодняшний день формирование у учащихся коммуникативной компетенции является главной задачей учителя по иностранному языку. Это означает - научить детей вступать в контакт с носителями изучаемого языка без чувства дискомфорта.
Овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией очень сложно, тем более находясь вдали от страны изучаемого языка. И перед учителем стоит задача создать необходимые условия для общения на уроках иностранного языка. Это сложно сделать, придерживаясь только традиционного подхода в обучении. Поэтому сегодня активно применяется инновационное направление в процессе обучения: преподаватели чаще стали использовать Интернет-ресурсы на занятиях иностранного языка.
Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Использование возможностей Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка».
Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования некоторых Интернет-средств при обучении иностранному языку.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в современной общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются возможности применения Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку.
Гипотеза заключается в следующем: использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку повышает эффективность усвоения учащимися материала урока и оптимизирует деятельность преподавателя иностранного языка как координатора деятельности учащихся.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
1. выявить особенности сети Интернет и его влияние на образовательный процесс в целом;
2. рассмотреть Интернет как средство обучения различным аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка;
3. исследовать возможности использования Интернет-ресурсов в процессе изучения различных аспектов иностранного языка;
4. подтвердить материалы исследования результатами опытно-экспериментальной работы (в ходе педагогической практики).
Методологическую основу нашего исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: дидактические возможности телекоммуникационных сетей в школе (Вильямс Р., Круглова И.В., Лавров Д.О., Макли К., Мильдруд М.П., Цветкова А.Я., Чебан О.О.), использование сети Интернет на уроках иностранного языка (Азимов Э.П., Владимирова Л.П., Дмитриева Е.И., Каспин И.В., Коломиец В.А., Макаревич И.Г., Полат Е.С., Тормошева В.С., Филиппов М.А.).
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные учению о мотивации учебной деятельности (Вартанова И.И.), обучению английскому произношению (Бужинская В.В., Веренинова Ж.Б.), обучению говорению (Гальскова Н.Д., Елухина Н.В, Зимняя И.А.), обучению письму (Мильдруд М.П., Рогова Г.В., Щукина Ю.Д.), методике обучения иностранным языкам в школе (Бим И.Л., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С., Рогова Г.В.). Государственный образовательный стандарт. Концепция информатизации образования Российской Федерации.
Анализ этих и других работ показывает, что обучение иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, которая требует как изучения, так и разработки новых методик обучения языку на основе различных Интернет-технологий.
В процессе работы использовались такие методы исследования, как:
• изучение, критический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме исследования;
• изучение и обобщение опыта передовых учителей-практиков, а также методистов, работающих над данной проблемой;
• проведение опытно-экспериментальной работы (в ходе педпрактики в школе).
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что настоящая тема является методологическим исследованием ведущих методистов и передовых учителей-практиков, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в дальнейшей педагогической деятельности учителя английского языка.
Глава 1. Интернет как образовательный ресурс в обучении иностранному языку
1.1. Цели обучения иностранному языку в средней школе
Трудно недооценить роль иностранного языка в жизни человека. Современное общество предъявляет новые и более высокие требования к личности, к его компетентности и набору качеств. Владение хотя бы одним иностранным языком становится уже не просто преимуществом или ценным качеством, а необходимостью. В этой связи существенно возрастает интерес к иностранным языкам, изменяются приоритеты в области языковой политики, а также происходит качественное переосмысление места и роли иностранного языка в учебном процессе.
В связи с адаптацией системы среднего общего образования к новому федеральному государственному образовательному стандарту и интеграцией России в мировое культурное сообщество особую популярность приобретает модель языкового образования, которая включающая в себя лингвистический, культурологический и социальный аспекты в обучении иностранным языкам. Новый социальный заказ общества расширил цели обучения иностранным языкам в средней школе и изменил требования, предъявляемые к уровню владения иностранным языком выпускников школ.
Заключение
В последнее время произошли значительные изменения в области образования. Главной целью стало развитие у обучающихся желания и способности самостоятельно ставить перед собой конкретные учебные цели, определять пути их достижения целей, оценивать свои результаты, то есть, формирование умения учиться самостоятельно. В настоящее время образование осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает формирование у обучающихся универсальных учебных действий, что нашло отражение в ФГОС основного общего образования.
Одновременно с этим следует отметить, что модернизация образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные технологии.
Если говорить о применение инновационных технологий на уроках иностранного языка, именно они является основным признаком положительных результатов творческой деятельности. Более того, это влечет за собой повышение мотивации обучающихся, стимулирует желание учиться.
Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Это действительно важно, ведь даже если дальнейшая специализация человека не связана с контактами с людьми из другой языковой среды, пользование всемирной сетью интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации в любой специальности. Не стоит забывать о том, что основная информация в сети на английском языке, а также и на других иностранных языках.
На данный момент, доступ к интернету есть у каждого участника учебного процесса. В связи с этим, обратимся непосредственно к возможностям использования интернета и путям решения дидактических задач предоставляемых этими возможностями:
• интернет значительно облегчил поиск информации;
• работа может проводиться как оперативно, так и отсрочено (то есть в зависимости от задания, ученик может искать необходимую ему информацию не только дома, но и на уроке, если это позволяет оснащение кабинета);
• информация получаемая из сети всегда новая, (соответствует реальному времени, что позволяет развивать познавательную деятельность учащихся);
• поиск информации помогает развивать не только поисковые, но и другие навыки (формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности);
• использование интернета помогает повышать мотивацию учащихся (мотивация иноязычной деятельности учащихся на уроке формируется на основе обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и проблем, интересующих всех и каждого);
• благодаря интернету происходит ускорение темпов урока;
• появляется возможность импровизации (возможность отхода от классической структуры урока);
• обучение происходит в сотрудничестве (совершенствуются умения письменной речи благодаря индивидуальному или письменному составлению ответов партнерам, участие в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров);
• интернет дает возможность слушать аутентичные тексты, что повышает способность учеников воспринимать иноязычную речь (совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет);
• интернет способствует двустороннему саморазвитию (не только ученик, но и учитель совершенствует свои навыки и умения).
Проведенное в рамках данной работы исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Во-первых, использование Интернет-ресурсов в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися.
Во-вторых, Интернет-ресурсы позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делают процесс познания более интересным и творческим.
Ресурсы Интернет, несомненно, могут присутствовать на всех этапах обучения иностранному языку. Особенно важную роль глобальная сеть будет играть при самостоятельной работе учащихся, побуждая их к поисковой и творческой деятельности.
В заключение следует добавить, что лишь творческий потенциал учителя может дать возможность для поиска интересных находок, а интернет станет хорошим помощником и спутником в достижении его целей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абаимова Т.В. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе // Английский язык в школе. – 2012. – № 4. – С. 44 - 49.
2. Азимов Э.П. Материалы Интернета на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 1. – С. 96 - 98.
3. Александров К.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: от новой формы к новому содержанию // Иностранные языки в школе. – 2011. – №5. – С. 15 - 20.
4. Александров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. – С.67 - 72.
5. Андрианова Г.А. Формирование компетентностей учащихся на Интернет-уроках // Интернет-журнал Эйдос. – 2011. – №6. – 27 июня.
6. Бейсенбаева Б.А., Копжасарова У.И. Об эффективности использования современных информационных технологий в обучении аудированию // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11. С. 19-24
7. Белкова М.М. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка // Английский язык в школе. – 2009. – № 2. – С. 48 - 51.
8. Бим И.Л. и др. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5. – С. 2 - 8.
9. Бобровских О. Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка) // Интернет-журнал Эйдос. – 2011. – № 9.
10. Богатырева М.А. О зарубежном опыте использования ИК-технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 1. – С. 73 - 78.
11. Бояркина Л. М., Байкова О. А. Игра-драматизация как креативный метод обучения английскому языку // Евсевьевские чтения. Сер.: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения» / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. С. 65–69
12. Бужинская В.В. Работа над английским произношением на начальной ступени коммуникативного обучения иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 43 - 47.
13. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. Вестник МГУ Серия 14. – М.: Психология, 2000. – №4. – С. 33 - 41.
14. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5. – С. 10 - 16.
15. Вильямс Р, Макли К. Компьютеры в школе: перевод с англ. // Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. – М.: Прогресс, 1998. – С. 336.
16. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 39 - 41.
17. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. №3.
18. Гальскова Н.Д., Чепцов Л.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе (На материале Программы обучения иностранным языкам в начальной школе) // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С. 4 - 9.
19. Демина Г.Ю. Социальная сеть как педагогическое пространство // Интернет-журнал Эйдос. – 2011. – № 3. – 25 марта.
20. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности ком¬пьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 4. – С. 14 - 23.
21. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 5. – С. 20 - 22.
22. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 2. – С. 47; № 4. – С. 3 - 6.
23. Ермакова П. Н., Лабунский В. А. Психология личности : учеб. пособие. М. : Эксмо, 2007.
24. Заярная Т.Г. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык в школе. – 2011. – № 3. – С. 75 - 77.
25. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2012
26. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1978. – С. 45 - 46.
27. Интернет-технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина. Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2002.
28. Каптерев А.И.Информатизация социокультурного пространства. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004
29. Карева Н.В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка // Науковедение. 2014. № 3. С. 1-6.
30. Карпов А.С. Из опыта повышения квалификации // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 73 - 78.
31. Коновка М.В. Использование Интернет-ресурсов на уроке. 2010. №7.
32. Лапаев Л.Л. Использование Интернет-ресурсов при обучении аудированию иноязычных текстов на занятиях по иностранному (английскому) языку // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2016. № 4. С. 19-21
33. Малинина И.А. Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в обучении аудированию // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 446-448
34. Подавец О. Д. Обучение английскому языку в свете новых информационных технологий. Костанай : Костанайский гос. ун-т им. А. Байтурсынова, 2007. С. 1–4.
35. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка: Теоретические вопросы обучения иностранного языка / Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 14-19
36. Седова Е. А. Место предмета иностранный язык в традиционной классификации учебных предметов // Научно - информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук" (Электронный ресурс), 2017. № 4 - 6: 78 - 80. Режим доступа: https: // elibrary.ru / item.asp?id=28960874
37. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012
39. Koontz, F.R., Li, H., Compora, D.P. Designing effective online instruction: A handbook for web-based courses. – Lanham, Md.: Rowman & Littlefield Education, 2006